В мероприятии приняли участие: первый заместитель губернатора Виктор Мамин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Александр Гончаров, начальник Главного контрольного управления Дмитрий Агеев, руководитель Контрольно-счетной палаты региона Алексей Лошкин, заместитель руководителя аппарата Губернатора Челябинской области Татьяна Язовских, первые руководители правоохранительных органов региона.
В ходе заседания участники обсудили реализацию антикоррупционных мер в исполнительных органах и муниципалитетах, а также подвели итоги проверок за 2022 год.
Алексей Текслер отметил, что в 2022 году продолжалась системная работа по реализации мероприятий по противодействию коррупции: принимались меры по совершенствованию деятельности конфликтных комиссий, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений; велась работа по повышению эффективности пропаганды и информационно-разъяснительной работы в этой сфере.
Регион сумел сохранить стабильность в финансово-бюджетной сфере, при этом увеличив расходные обязательства: инвестиции, различные федеральные и региональные меры поддержки. Все это потребовало усилить внутренний контроль и финансовую дисциплину. Кроме того, особое внимание уделялось сфере государственных и муниципальных закупок и контрактов.
Александр Гончаров в своем выступлении рассказал о ситуации по противодействию коррупции в организациях, работающих в частном секторе экономики. В последнее время в этом сегменте фиксируется увеличение коррупционных правонарушений.
В рамках постоянного обмена информацией с прокуратурой и правоохранительными органами, надзорное ведомство предоставило сведения, согласно которым правоохранители в прошлом году выявили и поставили на учет 849 преступлений коррупционной направленности. Это на 31,4% больше показателей аналогичного периода 2021 года, когда было выявлено 646 таких преступлений.
По данным опроса «Административный климат», ежегодно проводимого челябинским бизнес-омбудсменом, по итогам 2022 года почти треть опрошенных ощущает негативное влияние на бизнес со стороны теневых компаний-конкурентов, не выплачивающих налоги и иные обязательные платежи и сборы. При этом, почти 16% опрошенных ответили, что «неформальные платежи – это следствие специально созданных государственными органами неисполнимых обязательных требований или административных процедур». В 2021 году аналогичный ответ дали 9,3%.
На вопрос: «Знаете ли Вы о случаях, когда представители власти используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам?» опрошенные ответили:
– не знаю о таких случаях – 53,6 %
– да знаю, это весьма распространённая практика – 32,3%. (В 2021 году этот показатель составлял 9,7%).
– да знаю, но в нашем регионе это встречается не часто – 14,1%.
«Считаю необходимым отметить, что уголовные дела по ст.169 УК РФ – воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в Челябинской области в 2020 и 2022 годах не возбуждались, в 2021 году зарегистрировано 1 такое преступление – не коррупционное», – отметил Александр Гончаров.
Также он проинформировал участников совещания о том, что Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», куда Уполномоченным направляются обращения предпринимателей, столкнувшихся с рейдерством, проявлениями коррупции, незаконным уголовным или административным преследованием, рассмотрел за весь период своей деятельности 46 таких обращений.
Для выправления ситуации бизнес-омбудсмен рекомендовал комиссии включить следующие предложения: проведение совместных мероприятий Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Челябинской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в с привлечением предпринимательского сообщества; разработку и размещение информационно-разъяснительных материалов по противодействию коррупции для субъектов предпринимательской деятельности; популяризация деятельности Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции».
Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области.